Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родителям

Правила безопасного катания на роликах, велосипеде и самокате

Каникулы – отличное время для катания на роликах, велосипеде или самокате. Но необходимо соблюдать определенные правила безопасного катания, чтобы прекрасная прогулка не закончилась в травмпункте. Помните, необходимо:

1. Надевать защитный шлем, перчатки, щитки на руки и голени, наколенники и налокотники. Асфальт и тротуарная плитка очень твердые, и падение на них может завершиться переломом или сильным ушибом, а падают поначалу все, и даже профи не всегда могут победить гравитацию. Кататься без защиты – признак не крутизны, как кажется многим новичкам и, в частности, подросткам, желающим похвастаться перед сверстниками, а банальной глупости и отсутствия чувства самосохранения.

2. Не ездить на неисправном транспорте – шанс, что важная деталь отвалится прямо во время движения, и «водитель» полетит вверх тормашками вместе с железным конем, резко возрастает.

3. Не кататься в непосредственной близости от других велосипедистов, роллеров, скейтеров и «самокатеров», особенно, если еще мало опыта – легко налететь друг на друга и упасть вместе.

4. Научиться правильно группироваться при падении. Такое умение позволит сделать ваши ролле- и велопрогулки менее травмоопасными, ведь, как уже было сказано, от встреч с твердыми поверхностями не застрахован никто.

5. Крепить на одежду светоотражающие элементы при езде в темное время суток или при плохой погоде: так одинокую фигуру лучше видно другим участникам движения, в частности, автомобилистам, что снижает вероятность столкновения.

6. Не баловаться во время движения: ездить вдвоем на одноместном велосипеде или самокате, не держаться за руль и т.п. Чем меньше опыт, тем аккуратнее следует вести себя на дороге. В противном случае падение или поломка транспорта вам практически обеспечены.

7. Выполнять «финты» только на предназначенной или подходящей для этого площадке, но никак не на проезжей части, тротуаре или детской площадке, где играют несмышленые малыши. Этим вы обезопасите и себя от незапланированных приземлений, и невольных свидетелей ваших «выкрутасов» от попадания под колеса.

8. Выучить правила дорожного движения. По закону, велосипедист – равноправный участник движения, как и автомобилист, и должен подчиняться правилам ПДД. Например, важно знать, как правильно показывать рукой, что хотите повернуть, как надо пересекать регулируемые перекрестки, по какой стороне дороги ехать. А вот роллеры приравнены к пешеходам и не должны появляться на проезжей части.

9. Двигаясь по тротуару, ехать очень медленно, аккуратно объезжая пешеходов и предупреждая их о своем приближении. Для велосипедистов езда по тротуарам, вообще-то запрещена законом, но в большинстве случаев – это единственный способ безопасного передвижения в отсутствие специальных дорожек.

10. Быть предельно внимательным, чтобы ничто не застало врасплох и не заставило потерять равновесие, и отправиться на «свидание» с асфальтом. Таким фактором могут стать и машина, выезжающая из двора, и выскочивший под колеса ребенок или собака, и просто громкий звук.

Факторы риска и защиты в профилактике суицидального поведения у детей и подростков

Факторы, способствующие совершению суицида несовершеннолетними (группа риска)

1. Генетические факторы: наследуется не само суицидальное поведение, а риск его возникновения, он выше в семьях, где ранее уже наблюдались суицидальные попытки у родственников.

2. Личностно – психологические факторы:

- стрессовые факторы: потеря любимого человека, отвергнутая любовь, смерть близких и т.п.;

- особенности характера: эгоцентризм, несамостоятельность, не умение планировать, склонность к подавленному настроению, слабое противостояние проблемам, признание только крайних позиций («черное-белое» мышление).

3. Медицинские факторы:

- алкоголь - до 20% суицидальных попыток совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения;

- около 80% суицидентов имеют психические расстройства (патология характера, депрессия, шизофрения, умственная отсталость, алкоголизм и т.д.);

- наличие тяжелого соматического заболевания: детский церебральный паралич, врожденные уродства, сахарный диабет, новообразования, особенно в области головы и др.

4. Социальные факторы:

- асоциальная или неполная родительская семья: около 40% детей с суицидальным поведением выросли в таких семьях;

- дефекты семейного воспитания: более чем у 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения выявлялись дефекты воспитания в семьях;

- конфликтные отношения со сверстниками, на их долю приходится до 27% суицидальных действий несовершеннолетних: конфликты между девушкой и юношей, ссоры подруг, агрессивное поведение, отвержение сверстниками;

- социальное-экономическое неблагополучие.

__________________________________________________________________________________

Дети и наркотики

Нынешние и будущие мамы и папы! По возможности старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший интерес. О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.

Будьте настоящим другом своему ребенку, если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью к специалистам.

Информация о наркотиках и наркомании

Тревожные сводки

    1 января 15-летний подросток из Шумилино Витебской области забрал 200 г альфа-PVP из тайника вблизи облцентра. Расфасовав часть на мелкие дозы, он на следующий день отправился в Витебск. Оперативники наркоконтроля задержали парня, когда тот делал закладки.
     Из выявленных тайников изъято 18 свертков с особо опасным психотропным веществом. Дома, помимо «товара», обнаружены электронные весы, фасовочные пакеты.
    В отношении несовершеннолетнего возбуждено уголовное дело за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта.

  За прошедшую неделю снова задержано трое учащихся учебных заведений, двое из них несовершеннолетние.
    Только на этот раз наркотики они сбывали в составе организованных групп, а это уже от 10 до 20 лет лишения свободы.

    Столичный наркоконтроль задержал 17-летнего подростка в лесу под Минском. Он успел разложить по тайникам крупную партию мефедрона, предназначенного для розничных дилеров. Общий весь изъятого наркотика составил более 1 кг.
   Парень около трех недель занимался созданием наркозакладок в Минске и пристоличье после получения в соцсети предложения быстрого и легкого заработка.
⚖   В отношении задержанного возбуждено уголовное дело за незаконный оборот наркотиков.

Что такое синдром раннего детского аутизма: симптомы и причины

Расстройства аутистического спектра (к ним и относится синдром раннего аутизма у детей) характеризуются симптомами, выраженными недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо симптомы аутизма проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.

Синдром раннего детского аутизма (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда они одни. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Поведение детей с аутизмом

Поведение детей с аутизмом однообразно и характеризуется следующими симптомами. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

 

Ранний аутизм у детей: симптомы и признаки

 

Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается к взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи). Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение и помощь детям-аутистам, имеющим тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи.

Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для коррекции аутизма у детей требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

Мой ребенок не хочет разговаривать

Некоторых родителей настораживает не только отсутствие речи у ребенка, но и необычное поведение их малыша. Такие малыши ведут себя так, как будто не хотят общаться даже с самыми близкими людьми. Поведение ребенка может обижать вас: ребенок не отвечает на вашу улыбку, не тянется вам навстречу, когда вы хотите взять его на руки, не поворачивает голову, когда вы обращаетесь к нему.

Отсутствие у ребенка желания общаться с близкими (в том числе с мамой), а в более старшем возрасте — со сверстниками и окружающими, связывают с так называемыми коммуникативными нарушениями. Характерно, что эти дети потенциально могут произносить звуки, звукосочетания и слова, но не используют их для общения. Проблемы общения могут проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст ребенкаНарушения
Конец 1 месяца Не прекращает крик, когда мама прикладывает малыша к груди или прижимает к себе.
Конец 2 месяца Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.
Конец 3 месяца Не улыбается, когда к нему приближается взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.
Конец 4 месяца Не выражает радость, когда с ним играют.
Конец 5 месяца Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают; - не различает доброжелательность и недовольство в тоне и мимике взрослого.
Конец 6 месяца Не просится на «руки» к взрослому (протягивая свои руки к взрослому).
Конец 7 месяца Не проявляет нежность по отношению к маме и близкому человеку (не прижимается к телу, щеке).
Конец 9 месяца Не различает близких и чужих людей; - не пугается и не стесняется чужих людей; - не сердится, когда у него отбирают игрушку.
Конец 10 месяца Не повторяет и не имитирует действия, вызывающие смех окружающих.
Конец 11 месяца Не усваивает навыков самообслуживания — не поддерживает чашку при питье, не может самостоятельно есть сухарь.
Конец 12 месяца Не может самостоятельно есть ложкой, не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.
Конец 15 месяца Не может играть с матерью в простые игры, например, с мячом; - не может самостоятельно удержать стакан и пить из него - не говорит хотя бы два простых слова (например, слово мама).
Конец 20 месяца Не играет с машинкой или куклой; - не пытается общаться с родителями - не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь, не подражает действиям взрослого с предметами быта.

Воспитание и обучение ребенка с аутизмом потребует от вас больших усилий и терпения. Вашему ребенку может потребоваться намного больше времени, чем другим детям, чтобы научиться общаться с вами. Ребенок может долгое время не понимать вашу речь и не обращать на нее никакого внимания, однако, если вы будете внимательны и терпеливы, ребенок постепенно научится понимать вас.

Диагностика аутизма

Приемы воспитания и обучения вашего ребенка объяснят вам специалисты — психиатры, психологи, дефектологи, логопеды. Ваши ответы на вопросы, которые приводятся ниже, помогут специалистам лучше разобраться в поведении вашего малыша. Кроме того, вы можете самостоятельно произвести диагностику аутизма у вашего ребенка, пользуясь материалом, изложенным в нашей статье основные признаки аутизма.

Вопрос Ваш ответ(«+» да, «-» нет).
Ребенок эмоционально холоден — не ищет тактильного контакта с мамой, не реагирует на ласку.
Не смотрит вам в глаза.
Раскачивается, постукивает игрушкой по зубам, встряхивает руками.
Малыш быстро возбудим, гиперактивен.
Ребенок не может научиться самостоятельно есть, пить, одеваться.
Не любит рассматривать книжки.
Не играет с игрушками, чаще всего исследует их, облизывая и покусывая, как на первом году жизни.
Проявляет свое недовольство в агрессивной форме — «рычит», кусается.
Не пользуется жестами и мимикой для общения со взрослыми.

Государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования» информирует о возможности получения консультации (психологической помощи) для подростков (10-19 лет) и их законным представителям в онлайн формате посредством платформы talk2ok.by.Онлайн ресурс «Платформа talk2ok.by» разработан в рамках реализации совместного проекта учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. На платформе любой подросток  может получить психологическую помощь бесплатно и конфиденциально.

Платформа будет интересна и родителям, которые не всегда знают, как поддержать своего взрослеющего ребенка, в том числе в сложной жизненной ситуации. В разделе «Почитать»  родители найдут статьи по интересующим их темам, составленные специалистами.

https://www.talk2ok.by/about_us

Трэба дома бываць часцей…(Чэрвеньскі район)

 

 

Трэба дома бываць часцей,

Трэба дома бываць не госцем,

Каб душою не ачарсцвець,

Каб не страціць святое штосьці.

 

Знакамітыя словы Рыгора Барадуліна вучаць нас з маленства не забываць бацькоўскі дом. Калісьці маладыя і поўныя сіл нашы маці і бацька самастойна маглі вырашыць усе пытанні, яны забяспечвалі нас усім неабходным, забяспечылі нам бяспечнае дзяцінства. Погэтаму стоіць паклапаціцца аб тым, как іх сталасць таксама была бяспечнай.

Званок по тэлелефону, пакет прадуктаў харчавалння, неабходныя лекі не заменяць галоўнага – клопату аб бяспецы старэйшага пакалення, якая забяспечыць ім шчаслівую старасць і захавае жыццё

Сёння пытанне бяспекі пенсіянераў стаіць найбольш востра: статыстыка паказвае, што менавіта састарэлыя людзі часцей за ўсё становяцца часткай зводак ратавальнікаў. Работнікамі МНС надаецца вялікая ўвага гэтай групе насельніцтва - наведваюцца прыватныя домаўладання, праводзяцца маштабныя акцыі і рэспубліканскія конкурсы, тэматычныя мерапрыемствы і сустрэчы, каб папярэдзіць надзвычайныя сітуацый.

Але гэтага бывае недастаткова, таму што ні ратавальнікі, ні якая-небудзь іншая служба не змогуць замяніць тыя клопат і ўвагу, якія здольныя даць сваім пажылым бацькам іх дзеці.

Усім, у каго яшчэ не пустая бацькоўская хата, варта знайсці хвілінку вольнага часу і згуляць на апярэджанне: праверыць спраўнасць электрапрыбораў, цэласнасць пячнога апалу і электраправодкі, прыбраць прысядзібны ўчастак, усталяваць пажарныя апавяшчальнікі і падрыхтаваць усё неабходнае на выпадак экстранай сітуацыі.

Такія простыя для любога дарослага чалавека дзеянні дапамогуць не толькі абараніць родных ад сотняў трагедый, але і, вярнуўшыся ў родны куток са словамі "Я дома!", чуць у адказ радасны голас бацькоў, а не пранізлівую да дрыжыкаў цішыню.

Ошибки взрослых приводят к гибели детей

 

Очередная трагедия, жертвами которой вновь стали дети, потрясла страну 12 декабря. На пожаре в Житковичах Гомельской области погибли двое малолетних детей – мальчик 2019 г.р. и девочка 2018 г.р. Матери удалось выйти из дома и вынести еще двоих детей. Оповестил жильцов о пожаре звук автономного пожарного извещателя. Причина пожара устанавливается.

В текущем году пожары унесли в Беларуси жизни 12-ти детей. Для сравнения: в прошлом году погибли 4 ребенка. Причины пожаров с гибелью детей - разные: это и шалость детей с огнем, и нарушения взрослыми правил эксплуатации печей и электроприборов.

Ни в коем случае не оставляйте без присмотра малолетних детей, уберите с видных мест спички и зажигалки, исключите случаи курения в доме. Сами строго соблюдайте меры пожарной безопасности, особенно это важно в зимний период, когда возрастает нагрузка на печи и электроприборы и, как следствие, увеличивается число пожаров. Простой прибор – автономный пожарный извещатель (АПИ) – на сегодняшний день является самым действенным средством для раннего оповещения о пожаре. Он не предотвратит пожар в доме – это можете сделать только вы, проявляя внимательность и соблюдая меры безопасности. Однако при появлении дыма в доме извещатель просигнализирует об этом. Случаев спасения людей при его сработках – множество, в том числе и в Червенском районе. Установите АПИ в каждую комнату на потолок или стену, ежегодно меняйте батарейку в приборе.

Червенский РОЧС

Особенности физической активности в пожилом возрасте

Жизнь – драгоценный дар, которым в молодые и зрелые годы человек зачастую распоряжается легкомысленно. Пока есть силы и здоровье, он не ограничивает себя в активности, подвергая организма чрезмерным нагрузкам. Но человек постепенно стареет. Старение и старость – это не одно и то же. Начинается старение сравнительно рано и часто протекает незаметно. Уже с 25 -30 лет в организме начинаются изменения, лет с 50 они уже проявляются заметно.

Старение - это разрушительный процесс в организме, неизбежно развивающийся с возрастом в результате нарастающего повреждающего действие внешних факторов и ведущий к недостаточности физиологических функций организма. Вялость мышц – первый сигнал о начале старения. Чтобы поддержать их тонус, необходима регулярная физическая нагрузка.

Старость – это период жизни, являющийся следствием процесса старения. Возрастные градации для старших возрастов:

  1. пожилой возраст – 60-74 года,
  2. старческий - 75-89 лет,
  3. долгожитель – 90 лет и старше.

В целом общество «стареет»: число лиц старших возрастов в нём увеличивается. Человек, как правило, не доживает до своего биологического возраста. Условия жизни современного общества, особенно заболевания, широко распространённые во второй половине жизни - атеросклероз, ИБС, артериальная гипертензия, сахарный диабет и т.д., приводят к преждевременному старению.

На шестом десятке лет отношения к собственным возможностям меняется. Дают о себе знать нажитые болезни и проблемы, свойственные именно этому возрасту. Многие рассуждают примерно так: поскольку возрастные недомогания неизбежны, необходимо умерить пыл и покориться обстоятельствам. Люди начинают меньше двигаться и принимать больше лекарств, полагая, что таким образом они сберегают энергию и помогают организму справиться с переходом на новый режим жизни. Однако подобная позиция является вредным заблуждением.

И в пожилом возрасте жизнь может быть полноценной, насыщенной яркими ощущениями и событиями, т.е. практически такой же активной, как и в предыдущие годы. Важно лишь хорошо представлять, какие физиологические изменения происходят в организме на данном отрезке времени, и в соответствии с этим корректировать (а не менять радикально!) повседневный стиль поведения, диету и т.п.

В период «за 60» происходит не только перестройка некоторых функций в сторону их торможения и последующего угасания, но наблюдается и встречный процесс: организм активно сопротивляется негативным явлениям. Поэтому ограничения в этом возрасте должны быть не абсолютными, а разумными, направленными на продление бодрого и активного состояния вплоть до глубокой старости.

Первостепенное значение приобретает двигательная активность: в органах, мышцах и сосудах, получающих посильную нагрузку, повышается обмен веществ, т.е. питание клеток, и они дольше остаются здоровыми.

Что касается специфических заболеваний пожилого возраста, то их перечень достаточно обширен, однако и эти недуги не так фатальны, как принято иногда думать. Некоторые из таких болезней можно с успехом предотвратить. Другие эффективно лечатся с помощью рационального питания, упорядоченного активного образа жизни, лечебных трав и физических упражнений. Большое значение имеет желание самого пациента преодолеть недуг.

Совет пожилым пациентам: перед началом регулярных занятий оздоровительной физкультурой желательно получить консультацию у врача лечебной физкультуры.

Наукой и повседневной практикой доказано, что даже умеренные физические нагрузки могут замедлить процессы старения, улучшить деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, увеличить силу мышц и подвижность в уставах, повысить плотность костной ткани, снизить подверженность депрессии.

Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до величин, гарантирующих безопасное здоровье человека.

Для тех, кто никогда не занимался физкультурой, начинать нужно с небольшого количества упражнений и их повторений.

Принципы занятий физкультурой:

  1. Постепенность повышения нагрузки – идти «от простого к сложному» и «от меньшего к большему».
  2. Постоянные и регулярные физические нагрузки в течение недели.
  3. Правильное выполнение движений.

Само по себе движение здоровья не даёт. Здоровье приносит только «правильное движение», т.е. правильный подбор комплекса физической нагрузки, в который входят силовые упражнения, растягивающие и аэробные.

Обязательно выполнение утренней зарядки. Зарядка – это разминка перед рабочим днём. Сначала выполняются простые упражнения для ног и спины, лёжа на кровати. Затем, встав с кровати, упражнения для рук и плечевого пояса. Желательно, по 15-20 повторений каждого движения. Зарядку нужно делать не только утром, но и вечером для снятия усталости.

Одно из первых на физическую активность реагирует сердечно -сосудистая система. Увеличивается приток крови (и кислорода) не только к скелетным мышцам, но и к сердцу.

Усиливается обмен веществ в тканях. Положительное действие физкультуры на ЦНС: повышается работоспособность, улучшается настроение, координация движений.

Физические упражнения нужно выполнять подходами в течение дня. Это предотвратит перегрузку сердечно-сосудистой системы, а тренирующий эффект даст суммарное количество повторений за день. После физической нагрузки выполняются упражнения на растяжку мышц.

Приветствуется ходьба по улице, являющаяся самой физиологичной тренировкой для сердца. Время для ходьбы можно найти всегда. Не пользуйтесь лифтом, ходите по лестнице пешком, ходите пешком на работу. Важно помнить, что ходьба должна быть быстрой, только тогда она будет иметь тренирующий эффект. Но людям с заболеваниями суставов ног длительная ходьба и приседания не рекомендуются. Им показаны специальные упражнения для ног сидя и лёжа.

От чего лучше воздержаться?

Пожилым людям стоит воздержаться от силовых тренировок. Они не только травмоопасны, но в таком возрасте и не нужны. Активность мышц у стареющих людей снижена, и их рост затруднен. Надо предостеречь от использования видеокурсов упражнений для пожилых людей, которые широко рекламируются. Невозможно создать универсальный комплекс для людей с разными заболеваниями и разной физической подготовкой. Они не могут быть одинаково безвредны и приносить пользу всем.

Самое важное

Нагрузка для пожилого человек подбирается индивидуально. Для занятий хорошо подойдут адаптированные курсы. Кроме того, людям преклонного возраста показаны ходьба и ежедневные прогулки. А вот от силовых тренировок и непроверенных курсов упражнений лучше воздержаться.

  • Профилактика киберпреступлений
  • Безопасность детей в сети Интернет
  • Предотвращение сексуального насилия над детьми
  • Взаимопонимание между родителем и ребенком
  • Взаимопонимание между родителем и ребенком
  • Формирование здорового образа жизни

Это важно для нас всех: для учителей, родителей и детей!

подробнее здесь

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

ВВЕДЕНИЕ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения безопасности населения.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.

Эффективность профилактики во многом зависит от активного взаимодействия сотрудников подразделений органов внутренних дел с заинтересованными лицами исполнительной власти, местных органов управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений, а также родителями (законными представителями) учащихся.

Настоящие рекомендации подготовлены на основании изучения и обобщения практики организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, сложившейся в течение ряда лет в совместной деятельности подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органов управления образованием и учреждений образования.

В методических рекомендациях изложены основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которыми должны руководствоваться сотрудники органов внутренних дел, отвечающие за данное направление деятельности.

В рекомендациях предложены принципы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, планирования работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, представлены формы и виды взаимодействия с органами управления образованием и учреждениями образования, рекомендованы методы организации внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся, а также предложен типовой Паспорт дорожной безопасности учреждения образования. 

В приложении предложены интернет-ресурсы, на которых, при необходимости, можно найти дополнительную информацию.

Представленный материал будет полезен в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сотрудникам органов внутренних дел со стажем и тем, кто только начинает свою профессиональную деятельность по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

1. Актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и обучения безопасному поведению.

Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.

Проблема предупреждения аварийности и, как следствие, смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) не теряет своей актуальности для всех стран с развитой автомобилизацией, в том числе и для Республики Беларусь.

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибают около 1,3 млн. человек (более 3000 человек в день) и до 50 млн. человек  получают ранения различной степени тяжести. В Европе по этой причине погибают и травмируются, соответственно, 120 тыс. и 2,4 млн. человек. Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.

По уровню  смертности детей в результате ДТП Республика Беларусь занимает 17 место среди 47 стран Европейского региона. Ежегодно в Беларуси в результате ДТП погибает в среднем 30 детей (2010 г. - 35, 2011 г.- 36, 2012 г. – 28, 2013 г. – 20, 2014 г. - 30). За последние 5 лет число ДТП с участием детей (0-15 лет) снизилось с 543 до 429. Число раненых детей уменьшилось с 533 до 434. Однако, коэффициент тяжести последствий (число погибших на 100 пострадавших в ДТП) вырос с 6,2 до 6,5.

Ежегодное увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, в том числе с участием детей и подростков. В нашей стране данная проблема признается чрезвычайно актуальной, а потому вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяется повышенное внимание.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» в учебные программы учреждений образования включено изучение Правил дорожного движения (далее – ПДД) в объеме требований, предъявляемых к пешеходам, пассажирам, водителям велосипедов, мопедов, гужевых транспортных средств.

5 января 2008 г. принят Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», в статье 21 которого закреплено требование обязательного обучения безопасному поведению на дорогах в учреждениях образования.

С 2014 года реализуется межведомственный План мероприятий по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь на 2014-2018 годы.

едения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Совершенно очевидно, что все вышеназванные п

На протяжении ряда лет Министерством внутренних дел Республики Беларусь в тесном взаимодействии с Министерством образования Республики Беларусь и другими заинтересованными ведомствами реализуется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма  в Республике Беларусь. 

В результате таких мер в последние годы в Беларуси наметилась положительная динамика по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Однако уровень детского травматизма все еще остается высоким. Примерно 30% ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, мопедах, мотоциклах и роликах.

Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у учащихся устойчивых практических навыков пов

ричины – не только следствие невыполнения детьми и подростками ПДД, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Изучение детьми ПДД, воспитание навыков безопасного поведения на дороге не принесет желаемых результатов, если будет осуществляться без тесного контакта с семьей. Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.

Чтобы научить детей безопасному поведению на дороге, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу, как родителям, так и воспитателям, педагогам и сотрудникам органов внутренних дел (далее – ОВД). Все, что усвоено ребенком в самом раннем детстве, впоследствии становится привычкой, хорошей или вредной – зависит от тех, кто работает с детьми, кто их учит и воспитывает.

Своевременная и правильная адаптация молодого поколения к особенностям дорожной среды – признанный во всем мире путь предупреждения и профилактики как детского дорожно-транспортного травматизма, так и дорожной безопасности в целом.

2. Основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.

Профилактика ДДТТ осуществляется в тесном взаимодействии со структурными подразделениями ОВД и заинтересованными организациями (органами местной исполнительной власти, учреждениями образования, здравоохранения, средствами массовой информации, общественными объединениями), а также родительскими комитетами и трудовыми коллективами. При этом работа ведется по следующим основным направлениям:

1. Учет и анализ ДТП с участием детей и подростков, выявление причин и условий их возникновения.

2. Информирование населения и заинтересованных организаций об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике.

3. Проведение лекций, кино-лекториев, бесед по профилактике ДДТТ в трудовых коллективах, с руководителями и должностными лицами автотранспортных предприятий, а также с водителями, осуществляющими перевозки детей и подростков.

4. Оказание содействия учреждениям образования в проведении теоретических, практических занятий и внеклассных мероприятий, в том числе в шестой школьный день.

5. Координация работы по организации отрядов юных инспекторов дорожного движения.

6. Организация и проведение ежегодных районных, Минского городского, областных и республиканского этапов слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения; творческих конкурсов, спортивных и иных мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ.

7. Оказание помощи органам управления образованием и исполнительной власти в организации работы центров и кабинетов по безопасности  дорожного движения, автоплощадок и автогородков.

8. Осуществление совместно с органами управления образованием и другими заинтересованными организациями социально-профилактических акций по профилактике травматизма несовершеннолетних на дороге и в транспорте.

9. Участие в проведении конференций, совещаний и семинаров по вопросам профилактики ДДТТ.

10. Организация разработки, издания и выпуска печатной продукции, аудио-видео и наружной социальной рекламы, фильмов по вопросам профилактики ДДТТ, оказание содействия в разработке учебных пособий по тематике безопасности дорожного движения.

11. Проведение обследований улично-дорожной сети вблизи учреждений образования, в местах интенсивного движения детей-пешеходов. Подготовка предложений по совершенствованию дорожных условий, выдача предписаний по выявленным недостаткам, информирование местных исполнительных и распорядительных органов.

12. Обеспечение контроля за организованной перевозкой групп детей автобусами.

13. Реагирование на факты ДТП с участием детей. По всем фактам ДТП с участием  детей проводится проверка. О ДТП информируются соответствующие органы управления образованием. В случае  установления  факта, что ДТП произошло по вине учащегося, ответственным сотрудником ОВД совместно с представителем органа управления образованием проводится обследование учреждения образования. Выясняются причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, с принятием мер реагирования, проведением конкретных мероприятий с учащимся и родителями (законными представителями) о недопущении фактов ДТП. В случае получения травм ребенком из другого региона, ОВД, на территории которого произошло ДТП, направляет соответствующую информацию в ОВД по месту проживания несовершеннолетнего для принятия вышеуказанных мер. По каждому факту ДТП с погибшим ребенком готовится заключение и направляется в управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – УГАИ МВД).

2.1. Учет и анализ ДТП с участием детей

В соответствии с Инструкцией о порядке учета ДТП, утвержденной Приказом МВД Республики Беларусь от 21 марта 2013 г. № 97, учету подлежат ДТП с гибелью или ранением людей. При этом в учете ДТП с пострадавшими детьми отражаются сведения о ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние в возрасте до 16 лет.

Основной задачей анализа ДДТТ является выявление причин и условий возникновения ДТП с участием детей. Он включает в себя сбор информации о ДТП с участием детей, собственно анализ этой информации и оформление результатов анализа.

Анализ проводится дифференцированно по категориям участников дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель, велосипедист), по возрасту, по вине, времени и месту совершения ДТП. Углубленный анализ предусматривает распределение ДТП по видам, по дням недели и времени суток, а также определение абсолютных и относительных показателей, проведение сравнений для изучения динамики изменений.

Результаты анализа причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, оформляются аналитической справкой, которая используется для:

- информирования населения и заинтересованных организаций (в том числе ежеквартально органов управления образованием) об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике;

- принятия управленческих решений;

- принятия мер, направленных на устранение причин и условий возникновения ДТП с участием детей;

- проведения пропаганды среди детей и родителей;

- планирования работы по предупреждению ДДТТ.

2.2. Планирование профилактической работы

Планирование профилактической работы по предупреждению ДДТТ должно осуществляться на основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей. В планах должны быть определены исполнители, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике ДДТТ. Планы должны быть обоснованными, конкретными и реальными для выполнения.

При планировании работы по профилактике ДДТТ нужно учитывать ярко выраженный сезонный характер ДДТТ. Поэтому перед началом учебного года и в весенне-летний период нужно усилить профилактическую работу по предупреждению ДДТТ:

- 25 мая - 5 июня, 25 августа – 5 сентября проведение специального комплексного мероприятия  «Внимание - дети!» (приказ МВД от 02.02.2015 г. № 12 дсп);

 - июнь, июль, август – работа в оздоровительных лагерях (профильные смены и отряды, проведение тематических дней, соревнований, творческих конкурсов и т.д.).

 - в начале учебного года, а также перед каникулами – проведение «Недели безопасности движении» (беседы, линейки, игры, викторины, конкурсы, зачеты по ПДД и т.д.)

Планы могут быть совместными, например, отдела (отделения) ГАИ и отдела образования, с учреждениями образования и другими организациями на учебный или календарный год.

Планы должны быть согласованы и утверждены всеми субъектами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий. Вопросы, включаемые в планы, целесообразно классифицировать по следующим направлениям профилактической деятельности. Например:

пропаганда ПДД и других правовых знаний, действующих в сфере дорожного движения, информирование населения о состоянии и проблемах ДДТТ;

методическое обеспечение профилактики ДДТТ (оказание содействия в оборудовании кабинетов и уголков безопасности дорожного движения, предоставление наглядной агитации для размещения на тематических стендах, наглядных пособий);

участие в организации и проведении профилактических мероприятий (проведение акций, конкурсов, смотров, олимпиад, викторин и других массовых мероприятий с учащимися, создание отрядов юных инспекторов дорожного движения);

профилактический надзор за дорожным движением (совместные  патрулирования, дежурства в местах массовой концентрации детей и подростков, рейды, посвященные началу и окончанию учебного года, родительские патрули и т.д.);

проведение методических совещаний, семинаров, обсуждений проблем профилактики ДДТТ.

По мере выполнения пунктов плана делаются отметки об их исполнении со ссылкой на итоговый документ и номер дела, в котором он хранится.

По окончании срока действия плана готовится отчетный документ, в котором анализируются результаты проделанной работы по профилактике ДДТТ, выявляется положительный опыт и недостатки в организации этой работы.

3. Формы и методы работы по профилактике ДДТТ в учреждениях образования.

Работа по профилактике ДДТТ среди несовершеннолетних проводится в тесном взаимодействии с органами управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования.

Начальником территориального подразделения ОВД производится  закрепление конкретных сотрудников за каждым учреждением дошкольного и общего среднего образования.

Сотрудник ОВД организует взаимодействие с администрацией, участвует и оказывает помощь в проведении работы по профилактике ДДТТ в закрепленном учреждении образования.

Рекомендуется на каждое учреждения образования оформить паспорт дорожной безопасности (см. приложение 1), дополнять его фотоматериалами.

Взаимодействие с учреждениями образования может осуществляться по следующим направлениям:

  • работа с родителями (законными представителями) учащихся, попечительскими советами, родительскими комитетами (информирование о состоянии и причинах ДТП с детьми; участие в родительских собраниях, заседаниях попечительских советов; помощь в оформлении, оборудовании кабинета, Уголка по безопасности дорожного движения, автоплощадки или автогородка; проведение конкурсов, соревнований, игр по безопасности движения; организация контроля за нахождением детей на проезжей части, дорожным поведением учащихся в учебное время и в шестой школьный день, во время проведения официальных внеурочных мероприятий);
  • работа с учащимися (организация и координация работы отрядов ЮИД; проведение бесед, занятий, викторин, фестивалей, тематических недель, уроков-практикумов, экскурсий; организация выставок рисунков и поделок по ПДД; проведение творческих, спортивных конкурсов, соревнований юных велосипедистов, слетов-конкурсов отрядов ЮИД, интеллектуально-познавательных игр, конкурсов агитбригад, КВН ЮИД, акций и других мероприятий с участием детей);
  • работа с педагогическим коллективом (ознакомление педколлектива с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ; совместная разработка безопасного маршрута движения учащихся в школу; предоставление оперативной информации о ДДТТ; участие в совещаниях, семинарах, инструктажах; проведение бесед, лекций, кинолекториев; консультации, семинары по методике проведения занятий по ПДД; оказание практической помощи в разработке пособий, сценариев мероприятий по тематике дорожной безопасности; организация и проведение смотров, конкурсов, слетов; подбор учебно-методической литературы, наглядных пособий).

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения  правилам безопасного поведения на улицах и дорогах таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно необходимая потребность в соблюдении этих правил.

Цель такого обучения – целенаправленное систематическое формирование необходимых навыков у учащихся: дисциплинированности, самоконтроля, чувства ответственности и внимания на улице.

3.1.   Особенности профилактической работы в учреждениях дошкольного образования.

В формировании личности безопасного типа важную роль играет работа, проводимая педагогическими работниками и сотрудниками ОВД, которая заключается в организации обучающих и воспитательных мероприятий среди детей дошкольного возраста.

Такую работу следует начинать со знакомства и общения с администрацией учреждения дошкольного образования (далее – УДО), обсуждения с его руководителем времени и порядка посещения учреждения, форм взаимодействия и возможностей проведения тематических мероприятий.

Основными направлениями совместной работы с УДО являются:

- экскурсии, прогулки и наблюдения;

- проведение викторин, игровых программ и конкурсов по ПДД;

- организация профилактических акций;

- выступления агитбригад отрядов юных инспекторов дорожного движения;

- встречи с сотрудниками ОВД;

- участие в родительских собраниях;

- занятия на автоплощадке и т.п.

Немаловажное значение должно уделяться совместной деятельности родителей (законных представителей) и ребенка, путем проведения тематических семейных конкурсов, кинолекториев, экскурсий и т.д.

Содержание работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста определено учебной программой дошкольного образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

Согласно учебной программе дошкольного образования с первой младшей группы (2-3 года) у воспитанников взрослые формируют представления об элементарных правилах поведения, способствующих безопасности их жизнедеятельности. Так, родители в повседневной жизни объясняют детям правила поведения на дороге: не выходить за линию (бордюрный камень тротуара), разделяющую пешеходную и проезжую части; прежде чем перейти дорогу необходимо остановиться, подождать; переходить дорогу можно только держась за руку взрослого, бежать к автобусу нельзя, можно попасть под колеса проходящих автомобилей и т.д. Необходимо помнить, что на формирование безопасного поведения ребенка, в том числе и на дороге, самое большое влияние оказывает соответствующее поведение взрослого.

Воспитание внимательного и спокойного поведения на дороге очень важно для ребенка, и базируется на личном примере. Взрослый не должен поддаваться волнению или спешке на дороге, какие бы обстоятельства его к этому не принуждали.

Педагогические работники вопросы безопасности жизнедеятельности дошкольников включают в различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, трудовую, изобразительную, художественное творчество и чтение.

Данные навыки совершенствуются в последующие периоды жизни детей дошкольного возраста, к ним дополняются другие задачи, в соответствии с возрастом.

Во второй младшей группе (3-4 года) совершенствуют ориентировку детей в окружающем пространстве, в том числе на дороге (смотреть по сторонам: направо, налево).

Педагогические работники в процессе организованных видов детской деятельности знакомят дошкольников с некоторыми видами транспорта и его частями (легковой, грузовой, кабина, колеса, окна, двери), формируют представление об улице и ее основных частях («улица», «дорога», «тротуар»), о сигналах светофора (красный, желтый, зеленый цвета) и о том, что, переходя дорогу, необходимо держать взрослого за руку.

В специально организованной (занятиях, играх) и в нерегламентированной деятельности педагогические работники осуществляют ознакомление детей с профессией «водитель», включают в игровую деятельность разные подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры (например, «Светофор», «Цветные автомобили», «Самолеты», «Поставь машину в гараж» и др.), используют различный демонстрационный материал (картинки, плакаты, макеты и т.п.).

В средней группе  (4-5 лет) педагогические работники знакомят детей с работой некоторых видов транспорта, обращают внимание на их сходство и отличие (троллейбус, трамвай, автобус, легковой и грузовой автомобили), профессиональной деятельностью водителя, а также с тем, что транспорт не только осуществляет перевозку людей и грузов, но и таит опасность; расширяют представления о поведении на улице, дороге, перекрестке («пешеход», «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеходный переход», «остановка»); знакомят с назначением светофора и обозначением его сигналов (красный (стой), желтый (ожидай), зеленый (иди, но оглядись). Детям пятого года жизни также доступны представления о правилах перехода проезжей части (места, где и как можно ходить пешеходам), некоторых дорожных знаков из группы «Информационно-указательные знаки», «Запрещающие знаки».

Родители во взаимодействии с учреждением дошкольного образования закрепляют представления детей о правилах дорожного движения в повседневной жизни (на улице обращают внимание на пешеходный переход, работу светофора и др.)

В старшей группе  (5-7 лет) педагогические работники формируют у детей умение ориентироваться в окружении учреждения дошкольного образования, знакомят с понятиями «перекресток», «проезжая часть дороги», «разделительная полоса», «тротуар», «обочина», закрепляют правила перехода проезжей части (подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от бордюрного камня тротуара, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, направо, а затем снова налево, убедившись, что транспорта нет или транспортные средства остановились, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа), с назначением дорожных знаков, о правилах поведения в общественном транспорте. Дети также знакомятся с назначением и необходимостью пользования световозвращающими элементами, с профессиональной деятельностью сотрудников ГАИ (ОВД), у них формируются представления о том, что на дорожную ситуацию могут влиять погодные условия.

Родители в повседневной жизни закрепляют представления и умения детей дошкольного возраста по правилам безопасного поведения на дороге.

В каждой возрастной группе (или в специально отведенном помещении и др.) в соответствии с возрастными возможностями и способностями детей, задачами учебной программы дошкольного образования организуются уголки безопасности дорожного движения. Содержание данных уголков может включать макет улицы с проезжей частью и пешеходным переходом и др., дорожные знаки, разные дидактические игры (например, «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Собери светофор» и др.).

При проведении профилактических мероприятий в учреждениях дошкольного образования сотруднику ОВД необходимо учитывать возрастные особенности и способности воспитанников, содержание учебной программы дошкольного образования.

3.2. Особенности профилактической работы в учреждениях общего среднего образования

Немаловажное значение в закреплении знаний, полученных детьми в учреждениях дошкольного образования, имеет правильная организация обучения правилам безопасного поведения на дорогах в учреждениях общего среднего образования.

Сотруднику ОВД следует знать, что Министерством образования Республики Беларусь определен минимум содержания учебной программы для учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ). При проведении уроков и факультативных занятий по ОБЖ предусмотрено обязательное изучение всеми учащимися II–IX классов правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по ОБЖ строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.

Перед каникулами проводятся зачеты по разделу «Правила дорожного движения». Для проведения зачета по данному разделу используется разработанное совместно с УГАИ МВД электронное пособие, которое безвозмездно передано во все учреждения общего среднего образования (см. приложение 2).

На 2016-2018 годы запланировано поэтапное введение в учреждениях общего среднего образования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для II–VIII классов.

Сотрудник ОВД не должен вмешиваться в образовательный процесс по обучению детей и подростков в рамках ОБЖ, «навязывать» свои формы, методы и приемы проведения занятий.

Сотруднику ОВД рекомендуется оказывать помощь педагогам (в том числе по их просьбе) при составлении планов занятий по дорожной тематике, подборе наглядных пособий, проведении практических занятий и профилактических мероприятий во внеурочное время.

Помимо обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах в рамках ОБЖ в учреждениях образования организуется и ведется внеклассная и внешкольная работа по профилактике ДДТТ.

С целью повышения мотивации учащихся к изучению ПДД ежегодно Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь проводятся следующие мероприятия:

республиканский слет-конкурс отрядов юных инспекторов дорожного движения (апрель-май);

республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» (март-июнь);

республиканский творческий проект «Безопасный переход» (март-июнь);

Неделя безопасности дорожного движения (сентябрь).

В дополнение к курсу ОБЖ реализуется План обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических мероприятий и занятий по предупреждению ДДТТ с учащимися учреждений дошкольного и общего среднего образования по безопасному поведению на дороге и в транспорте. (Размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь www.edu.gov.by/sm.aspx?guid=53813).

В целях профилактики ДДТТ и пропаганды безопасности дорожного движения в каждом учреждении общего среднего образования оформляется Уголок безопасности дорожного движения (далее - уголок БДД) установленного образца (утвержден Министром образования Республики Беларусь, указание УГАИ МВД от 14.09.2010 № 22/391вн) (см. приложение 3).

На стенде уголка БДД кроме профилактической информации в виде плакатов и информационных материалов для родителей и учащихся, размещается также индивидуальная для каждого учреждения образования схема маршрутов безопасного движения учащихся «Дом-Школа-Дом» (см. приложение 4).

Уголок БДД располагается, как правило, в вестибюле учреждения образования. Это необходимо для того, чтобы предлагаемая информация была доступна большому количеству людей: учащимся, родителям, педагогам, детям из других учреждений образования, приезжающим на мероприятия в данное учреждение.

Теоретически и практически значимые материалы для оформления уголка БДД обычно предоставляются в учреждение образования закрепленным сотрудником ОВД. На стенде должна постоянно обновляться информация для родителей  (о состоянии ДДТТ, о наиболее тяжелых или типичных случаях травм и даже гибели детей на дороге, результаты рейдов, мероприятия по предупреждению ДДТТ и др.). В уголке БДД рекомендуется разместить практические советы родителям по обучению детей ПДД, совместному пребыванию с детьми на улице и материалы по безопасности движения из периодической печати.

Занятия по изучению ПДД проводят в специально оборудованном кабинете по основам безопасности жизнедеятельности. Или в классной комнате, выделенной для проведения занятий по БДД (см. приложение 5).

Для отработки практических навыков безопасного поведения на дорогах используют учебную автоплощадку или автогородок (см. приложение 6).

Для учащихся начальной школы (I–IV классов) целесообразно использовать следующие формы профилактики:

- экскурсии, прогулки и наблюдения;

- профилактические беседы по правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте с учащимися групп продленного дня;

- кинолектории с демонстрацией видео- и анимационных фильмов («Шагай по правилам!, «Уроки тетушки Совы», «Смешарики: дорожная безопасность» и др.);

- выступления отрядов юных инспекторов дорожного движения;

- занятия по отработке умений и навыков безопасного поведения на учебной автоплощадке или в автогородке.

Для учащихся V–IХ классов рекомендуется:

- проведение игровых программ и конкурсов по ПДД;

- викторины, олимпиады, соревнования;

- конкурсы детского творчества по дорожной тематике;

- организация профилактических акций;

- встречи с сотрудниками ОВД;

- участие в родительских собраниях;

- занятия на учебной автоплощадке или в автогородке.

Для учащихся Х-ХI классов целесообразно организовывать профилактические беседы и лекции с повторением основных положений ПДД, разъяснением порядка получения водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством, рассмотрением мер административной и уголовной ответственности за нарушения в области дорожного движения, решением ситуационных задач.

3.3. Отряды юных инспекторов движения

Большое значение имеет вовлечение самих учащихся в проведение профилактической работы по предупреждению ДДТТ. Это происходит через создание в учреждениях образования специальных детских формирований – отрядов (клубов) юных инспекторов движения (далее – ЮИД), деятельность которых координирует ГАИ МВД.

Отряды ЮИД существуют в нашей стране уже более четырех десятков лет. Они создаются в учреждениях образования для получения и совершенствования знаний детьми ПДД, воспитания у них чувства ответственности и высокой культуры участника дорожного движения. Учащиеся в отрядах ЮИД  приобретают навыки практического вождения велосипеда, навыки оказания первой доврачебной помощи, знакомятся с законодательными актами, регламентирующими ответственность за нарушение ПДД. Организуют профилактическую работу среди сверстников и детей младшего возраста по принципу «Равный обучает равного».

Директор учреждения образования приказом назначает руководителя  кружка -  отряда  ЮИД, а также утверждает положение об отряде ЮИД. Руководитель отряда ЮИД формирует отряд. Как правило, отряд состоит из 10-15 человек, возрастная категория участников от 10 до 16 лет. Разрабатывает план занятий с учащимися и план работы отряда ЮИД на учебный год.

Ежегодно с апреля по июнь отряды ЮИД принимают участие в районных, городских, областных, Минском городском отборочных турах Республиканского слета-конкурса отрядов  ЮИД.

 Ответственный сотрудник ОВД (например, инспектор по агитации и пропаганде территориального подразделения ГАИ) должен:

- взаимодействовать с администрациями учреждений дополнительного образования детей и молодежи по повышению эффективности работы отрядов ЮИД;

- оказывать методическую и практическую помощь в организации деятельности отрядов ЮИД в районе, городе;

- оказывать содействие в подготовке и проведении конкурсов, акций и других мероприятий, направленных на пропаганду безопасного поведения детей на дороге;

- проводить профилактические мероприятия по повышению БДД среди населения с участием членов отрядов ЮИД;

- оказывать  методическую помощь в подготовке отряда-победителя районного (городского) этапа к областному (Минскому городскому),  республиканскому этапам слета-конкурса отрядов ЮИД.

Заключение

Решение проблемы ДДТТ неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.

Главная задача – научить ребенка безопасно вести себя и ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитать сознательное отношение к выполнению ПДД.

Для этого требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия, другие формы и методы взаимодействия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками.

Задача ОВД и всех заинтересованных структур не только в том, чтобы научить детей, но и в том, чтобы убедить каждого взрослого в жизненно важной необходимости их активного участия в формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Фотоматериалы

  • ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКАраскрыть » / « свернуть
  • Устраиваем рабочее место для школьника/Основные требования к месту подготовки уроковраскрыть » / « свернуть

Родителям на заметку полезные статьи 

подробнее здесь