Питание дошкольников
Оплата за питание в дошкольном учреждении
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. №307 "О размере и порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования" и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от29 февраля 2008 г. № 307»:
Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования не взимается:
- с родителей (законных представителей), имеющих детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
- с членов семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий;
- с членов семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы).
- Снижается на 50 процентов: для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем; для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).
- Снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.
Родители (законные представители), имеющие право на освобождение от платы за питание детей либо ее снижение, подают в дошкольное учреждение заявление, в котором указывается основание для их освобождения от платы за питание детей либо ее снижения с приложением следующих документов: ксерокопии удостоверения инвалида для детей-инвалидов; справки о месте жительства и составе семьи для семей, в которых воспитываются трое и более детей дошкольного и школьного возраста (школьников); справку о детях дошкольного возраста, для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования и др. в зависимости от причины льготы.
При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
Сбалансированное питание – это эффективный способ укрепления здоровья, защиты организма от неблагоприятных факторов окружающей среды. Правильно организованное рациональное питание способствует росту воспитанников, удовлетворению организма ребенка в необходимых веществах: белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах и энергетической ценности.
Питание воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом требований Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013г. №8 "Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования». Примерные двухнедельные рационы разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь. Также учитываются:
- нормы питания для соответствующих видов учреждений дошкольного образования и в зависимости от длительности пребывания воспитанников;
- сезонность (лето-осень, зима-весна);
- рекомендуемый объем (масса) блюд Санитарными нормами и правилами;
- утвержденные в установленном порядке сборники рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста, сборники рецептур блюд диетического питания и другие технологические нормативные правовые акты.
Для воспитанников, находящихся на лечебном (диетическом) питании, вносится коррекция в дневной (суточный) рацион в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики).
Необходимо отметить тот факт, что есть определенные требования к конкретным продуктам, используемым для питания детей в учреждении дошкольного образования (т.е. многие продукты запрещены для использования в детском питании).
Не используются острые приправы, соки и напитки в виде сухих концентратов; в рационы не включаются одноимённые блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд; колбасы и сосиски используются высшего и первого сортов 1-2 раза в неделю, используется нежирное мясо, йодированная соль.
Согласно Санитарным нормам и правилам в учреждении дошкольного образования запрещается:
- использование сырого молока и пастеризованного молока в крупной (более 1 кг) таре в натуральном виде без предварительного кипячения;
изготовление:
- макарон с мясным фаршем («по-флотски»), блинчиков (пирожков) с сырым мясным фаршем;
- студней, зельцев, паштетов, форшмака из сельди, заливных блюд (мясных и рыбных);
- кондитерских изделий с кремом;
- кваса, напитков, морсов собственного приготовления;
- изделий во фритюре;
- окрошки;
- яичницы-глазуньи;
- приготовление первых блюд на костном бульоне (кроме куриного);
- замораживание охлажденных мяса, птицы, рыбы.
Выдача готовой пищи воспитанникам проводится только после снятия проб и записи медицинским работником либо другим членом бракеражной комиссии в журнале по контролю за качеством готовой пищи.
Прием пищи воспитанниками проводится в группах при выполнении следующих условий:
- помещение перед приемом пищи проветривается;
- столы покрываются чистой скатертью или сервировочными салфетками под каждый прибор. Салфетки используются хлопчатобумажные, льняные или бумажные;
- столовая посуда и столовые приборы должны соответствовать возрасту воспитанников;
- при раздаче пищи горячие блюда должны быть температурой 50 °C (оптимальная), холодные напитки – комнатной температуры, но не ниже 20 °C, закуски (салаты) – 14 °C – 16 °C;
- смена блюд производится по очередности их приема, начиная с салата.
Педагогами нашего учреждения проводится целенаправленная и систематическая работа по формированию у воспитанников умений, связанных непосредственно с приемом пищи и правильным пользованием столовыми приборами, салфеткой в соответствии с возрастными особенностями детей.
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора идет и на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.
В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).
- Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).
- У воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.
- Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта,полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).
- Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи, к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.
Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.
Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды.
Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников.
Как правильно организовать питание дошкольника дома
Развитие детского организма осуществляется стремительно, поэтому питание дошкольника должно в полной мере покрывать ту энергию, которая расходуется на двигательную активность. Но при этом меню дошкольника должно быть сбалансированным, так как переедание или же употребление не слишком полезных продуктов пользы для здоровья не принесут.
Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей. Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.
Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.
Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.
Если ребенок посещает учреждение дошкольного образования, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен довполнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню дошкольного учреждения.
Какие продукты должны ежедневно входить в меню дошкольника:
Порция овощей, порция фруктов,150 грамм мяса или рыбы, углеводы (желательно зерновые), 300-400 гр. любых молочных продуктов, немного животных жиров в виде сливочного масла или сметаны.
Раз в несколько дней в рацион должны входить творог и яйца.
Что нужно учитывать, составляя примерное меню дошкольника:
- В течение дня не рекомендуется кушать продукты сходные по составу, например сочетание макарон и крупы не приемлемо, также как и рыба с мясом.
- Что в рационе ребенка – дошкольника: теплая и горячая пища не менее ¾ всего дневного рациона. И, конечно, основа – мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты.
- Белок. Организм растет, и только белок является строительным материалом. Источником легкоусваиваемого белка является мясо, лучше, если это будет телятина, мясо кур и индейки. Рыбу предпочтительно взять нежирную: судак, хек, минтай, горбушу, треску.
- Не угощайте ребенка деликатесами – икрой, копченостями. Можно получить раздражение нежной слизистой оболочки желудка, а пользы 0%.
- Можете прибегать и к жарению при приготовлении еды для ребенка, но сильно не зажаривайте. А всё-таки лучше готовьте на пару котлетки и тефтельки или в соусе.
- Не забывайте, что каждый день рацион питания ребенка должен состоять из молочных продуктов. Это могут быть кисломолочные – кефир, йогурт, ряженка, творог не более 5% жирности, молоко. Добавляйте молочные продукты в десерты, запеканки, каши, на бутерброды.
- Ежедневно кормим ребенка овощами, фруктами и соками. В сутки дошкольник должен получать 250 г овощей, до 200 г картофеля, фруктов и ягод по сезону до 250 г. Витамины Ваш ребенок может получить только из свежих овощей-фруктов. Какие овощи? Пусть это будет капуста, огурцы, помидоры, редиска, салат, зелень укропа и петрушки. Соки и нектары тоже давайте каждый день. Если не поучается давать свежий сок, покупайте соки, предназначенные для детского питания.
- Хлеб выбирайте правильный, из цельных зерен, ржаной, а макароны, сделанные из муки твердых сортов пшеницы
- Сливочное масло не более 20 г в день и растительное масло (10 г), конечно, используем, лучше в уже готовые блюда. Не давайте жирную пищу ребенку вечером. К ночи активность работы желудка сильно снижается у ребенка, и если пища не успеет перевариться до сна, то получите не только проблемы с пищеварением, но и с крепким сном!
- Основные продукты для ежедневно питания были перечислены, а вот такие, как твердый сыр, сметана, яйца, рыба – не для ежедневного приема, 1 раз в 2- дня.
- Чистую питьевую воду ребенок может пить, сколько хочет, а вот сладкие напитки нужно контролировать и ограничивать, а особенно это касается магазинных напитков.
- В этом возрасте норма сахара – 50 г в день. В сладкой газированной воде это превышение в 7 раз! Задумайтесь, прежде чем покупать такой напиток.
- В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.
- Общая калорийность пищи примерно 1800 ккал, а по весу в день ребенок должен съедать около 1,5 кг пищи.
Примерное меню дошкольника:
Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.
Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.
А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной. Поинтересуйтесь, почему не хочет, попробуйте сами. Вы же тоже не все едите.
Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения.
Питание дошкольника утром должно включать в себя горячий напиток (чай, кофейный напиток с молоком, какао) с бутербродами, сырниками, а также прекрасным вариантом будет яичный омлет, готовить его не долго.
В обед обязательно кормите малыша супом. Первые и мясные блюда считаются хорошим стимулятором работы желудка, они пробуждают аппетит и улучшают процесс пищеварения.
Детские супы разнообразны по составу, могут готовиться на бульоне или без такового. Многие дети с удовольствием едят молочный суп.
На второе подается мясное или рыбное блюдо, раз в неделю полезно давать субпродукты, с гарниром. Последний предпочтительнее овощной.
Здесь всё очень просто: стакан напитка с печеньем, булочкой, фруктом.
Ужин ребенка не должен быть чересчур плотным, иначе у него будет беспокойный сон. На ужин подойдет салат из фруктов или овощей, второе блюдо, не дублирующее то, что ребенок получал на обед, стакан молочного напитка.
Нежелательные продукты в рационе дошкольника
- Копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса
- Некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы
- Любые газированные напитки
Несколько слов об аппетите
Большое значение для улучшения аппетита ребенка имеет спокойное и терпеливое отношение взрослых к процессу кормления детей, хорошие вкусовые качества и разнообразие блюд, красивая сервировка стола.
Режим питания дошкольника
Режим питания так же важен для ребёнка, как и режим дня. В день детей нужно кормить не менее четырех раз, причем трижды обязательно включать в меню горячее блюдо. Перерывы между трапезами больше 4 часов могут привести даже к снижению памяти и работоспособности, в то время как слишком частые перекусы портят аппетит и ухудшают усвояемость пищевых веществ.
Лучший способ "нагнать" аппетит у здорового ребенка - это активные виды деятельности и прогулки на свежем воздухе. Ведь пища - это источник энергии, и если она не тратиться, то у малыша нет желания есть. Кроме того, следует избегать перекусов между основными приемами пищи (особенно сладких). Если время еды еще не пришло, а ребенок просит что-нибудь съесть, дайте ему яблоко, апельсин и другие фрукты, содержащие витамин С. Малыш утолит голод, но при этом витамин С усиливает аппетит, и, когда вы позовете всех к столу, ребёнок будет есть с удовольствием. А вот сладкие десерты лучше давать после еды, так они не перебьют аппетита.
Рекомендуемое время приема пищи для детей 4-6 лет следующее:
1) Завтрак с 8 до 9 часов;
2) Обед с 12 до 13 часов;
3) Полдник с 16 до 16-30 часов;
4) Ужин с 19 до 20 часов.
Диетпитание
Если у ребёнка аллергия на некоторые продукты питания, то ему должно быть организовано диетическое питание. Вопросами диетического питания в детском саду занимается медицинская сестра.
Для получения диетического питания необходимо:
1. Заявление родителей.
2. Справка из детской поликлиники о нуждаемости ребёнка в диетическом питании.
Данные документы необходимо предоставлять на момент поступления ребёнка в детский сад, а затем 1 сентября ежегодно.
Питание при аллергии у детей построено на принципах правильного приготовления пищи:
овощи рекомендуют замачивать в воде на несколько часов, что поможет вывести из них вредные вещества и нитраты;
крупы хорошо подержать в воде два-три часа перед варкой;
после закипания мяса из кастрюли выливают весь бульон. Второй бульон очищают от всех жировых включений;
максимально полезными для детей считаются паровые блюда, далее следуют – вареные, тушеные, запеченные. Жарка запрещена.
Если признаки аллергии не проходят по достижении двух-трех лет, то наступает период диетотерапии. Продукты-аллергены запрещаются на длительный период, установленный лечащим врачом. Само диетическое питание разделяется на периоды:
- в пик аллергии категорически запрещено употреблять – бульоны, острые, соленые, маринованные, жареные, пряные копченые блюда. Ограничить потребление сахара и соли, молочной продукции, мучных изделий, некоторых круп. Первый период, как правило, длится одну-две недели;
- при затухании острых проявлений аллергии, наступает период исключения всех «опасных» продуктов (и способных вызвать перекрестное реагирование) из рациона сроком до трех месяцев;
- если все признаки аллергии прошли, можно приступать к восстановительному периоду. Постепенно в рацион ребенка разрешают вводить продукты аллергенного характера, исключая выявленный аллерген.
Продукты можно есть, начиная с минимальных доз – не более 10 гр. Питание при аллергии у детей систематизируют с помощью ведения дневника, куда заносят все возникающие реакции и дозы введенного.